Стих гроза а н островского

…Взаимные отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до самых трагических последствий… Н.А. Добролюбов

В «Грозе» изображена типичная история, которая могла произойти в любом городе, в любой семье. Наверное, именно этот факт дает многим критикам основания называть А.Н. Островского «философом русской души».

Драма начинается с описания прекрасного пейзажа реки Волга и города Калинов, но это и помогает нам лучше узнать, какие нравы у жителей тех мест. Островский дает понять то, как жутко выглядит такой жестокий мир рядом с красивой природой.

Можно предположить, что такой вступительной частью Александр Николаевич хотел показать, насколько отличаются друг от друга на первый взгляд два совершенно одинаковых мира: мира растений, животных и мира человека разумного. Один мир нам нужен как воздух, он дарит нам душевные силы, а другой мир может как подарить свет, так и запросто его отнять.

К сожалению, недолго длится в «Грозе» эта гармония красоты и силы…

Через некоторое время над городом Калиновым сгущаются грозовые тучи, как в прямом смысле, так и переносном.

Природа, словно обижается на людей за то, что они не уделяют ей должного внимания. Что все свои силы, время тратят на ссоры, ругань, сплетни. Природа впитывает в свои тучи негативный опал, исходящий от Дикого, Кабановой и других героев. В результате все проливается на них дождем, который воспринимается, как кара Божья за все содеянное, за все их грехи. Они боятся грозы, так как боятся наказания, исходящего от него.

«Гроза то нам и наказание посылает», — поучает Дикой Кулигина.

Люди «Грозы» живут в особом мире, в мире близком к катастрофическому перевороту, кризисному состоянию. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном.

Может быть, из-за того, что «домостроевский» режим приходит в упадок, Кабанова так ополчается на Катерину, на этот «луч света в темном царстве».

В образе угнетенной нравами «домостроя» женщины драматург показал весь «ужас подневольного существования людей в условиях социального гнета. И судьбой героини вызвал к жизни практическую мысль о том, что дальше так существовать невозможно».

Катерина в доме своих родителей жила свободно, как птица. Она не привыкла к унижениям, которым подвергалась в доме мужа, и так же, как птица, рвется из этой «тесной клетки». Она рвется, хочется улететь, но у нее ничего не получается. Из сложившейся ситуации она островского видит только один выход – смерть.

Смерть она видит меньшим злом. Это была ее первая и последняя минута слабости, так как во всем остальном можно увидеть ту силу характера, которая проявляется во всем, что было сделано ей. Эта сила проявляется даже в отношениях к Кабанихе, которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ведь не каждый смог бы вынести нрав Марфы Игнатьевны, но не Катерина… Она способна на многое. В отличие от других жителей города Калинова она не позволяет, чтобы власть свекрови-тирана искалечила ей жизнь.

Катерина хоть немного, но сопротивляется, и ее смерть кажется протестом, избавлением от рабства души и тела. Она свободна и может «лететь» куда угодно. Теперь она не во власти недоброжелателей. Она единственная (кроме Кудряша) проявила в открытую свои чувства, свое отношение к нравам, царившим в Калинове. Никто: ни Тихон, ни Варя – не посмели этого сделать. Только после смерти Катерины мы видим слабую искорку протеста в словах убитого горем Тихона.

Деспоты, окружающие Катерину, хоть и придерживаются одних правил «домостроя», но совершенно разные люди. К примеру, возьмем образ Марфы Игнатьевны Кабановой и Савела Прокофьевича Дикого. Дикой, хоть и был скупым, но не скрывал этого. Вот, что он говорит городничему:

«… Не доплачу я им по копейке какой-нибудь на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно и мне хорошо!»

Савел Прокофьевич говорит, не стесняясь в выражениях. Он кружит людьми, законом как ему угодно, для него бедные и зависимые от него люди – черви.

«Что ж ты судиться, что ли, со мною будешь? – заявляет он Кулигину. – Так ты знай: ты – червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

Но Дикой силен только материально, да на ругань, зато слаб духовно. В его душе иногда мерцает огонек нравственной истины, и именно поэтому Савел Прокофьевич может струсить перед людьми выше его стоящими, перед теми, кто в законе сильнее его, перед законом здравого смысла.

Добролюбов:

«Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он осознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла.»

Но нельзя сказать, что он «прозрел», нет «его нельзя «просветить», но можно «прекратить».

Чем, кстати, и занимается Марфа Игнатьевна. Она добивается этого приостановления, а все, потому что знает: корень внутренней слабости в самодурстве Дикого:

«А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что».

Кабанова ханжа, деспот, свою тиранию прикрывает приверженностью старым порядкам. Ее женское самодурство мельче и несноснее мужского. Она делает все как бы исподтишка. Да, она нищему подает на пропитание, но домашних «заела совсем».

Но почему она так относится к родственникам? Потому что «домострой» предписывает подавать нуждающимся, а домашних держать «в кулаке». Катерину она ненавидит просто неосознанно: не любить ее не за что. Кабанихе нельзя угодить, ее мелочные требования и бесконечные претензии отравляют атмосферу в доме.

В драме «Гроза» мы видим: насколько ничтожен, мелочен был мир купцов.Все можно было купить за деньги, они решали все, даже закон был подвластен им, ведь не зря народная поговорка гласит: «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло».В образе Катерины мы видим новый зарождающийся мир. Ведь именно она, эта хрупкая девушка, нашла в себе силы сопротивляться, хотя в городе Калинове это могли бы многие. Кудряш тоже подавал надежду на протест, но он сжился с калиновскими нравами.

Варвара: она, как «дитя Диких и Кабаних», не свободна от бездуховности отцов.

А Тихон: молчащий и смирившийся бунтарь, который не разделял деспотических взглядов маменьки, но молчал, пряча глубоко в душе свои добрые и великодушные чувства.

«Гроза» датируется 1859 годом, получается, что драма была написана накануне революции и впитала в себя всю «предгрозовые» настроения, царившие в стране.

Историзм «Грозы» заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В драме нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что свидетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои воззрения.


Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/groza-samoe-reshitelnoe-proizvedenie-ostrovskogo.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Гроза Островского - краткое содержание по главам и явлениям Стих не добавить меня

Стих гроза а н островского Стих гроза а н островского Стих гроза а н островского Стих гроза а н островского Стих гроза а н островского Стих гроза а н островского